Очень большое влияние на искусство французской кулинарии оказали итальянцы. На пике эпохи возрождение на званых приемах, где собиралась вся знать, процесс приема пищи был превращен в показательное шоу, на котором самая простая закуска была украшена и приправлена так, чтобы продемонстрировать новомодные кулинарные течения той эпохи.
В приготовлении блюд стали часто использовать такие продукты как
грибы, трюфели, чеснок. Овощи, которые очень редко употребляли в пищу,
теперь стали все чаще появляться на столах знати, нарезанные
причудливыми формами, что, несомненно, радовало глаз. В этот же период
придумали известную на весь мир «пасту». Ей обильно покрывали равиоли,
длинную лапшу и лазанью.
Ужин обязательно сопровождался богатым убранством стола: венецианская
стеклянная посуда, фарфор и, конечно же, столовые приборы из золота
и серебра.
Как ни странно, но французы игнорировали подобного рода проведение званых ужинов, до тех пор, пока не стало решено, что Катерина — дочь итальянского герцога Лоренцо Урбино станет женой будущего короля Генри II в 1540 году. Катерина привезла с собой пышность приема пищи, свойственную Флоренции. Именно при ней стал традиционным факт присутствия на банкете женщин. При этом каждая дама обязательно должна была быть одета в модные и красивые наряды. Прием пищи во Франции стал напоминать театральное представление, т.к. традиционными стали выступления артистов, комедиантов. Баллы стали неотъемлемой частью таких банкетов.
В результате такого кулинарного бума в 1652 года придворный шеф-повар Ля Верн написал книгу под названием «Кухня Франции». Впервые можно было прочесть подробные рецепты огромного количества блюд, представленных в алфавитном порядке, и познакомиться с новой техникой приготовления.
С восхождением на престол короля Луи XIV, званные ужины, которые проводились в его дворце в Версале, приобрели еще большую экстравагантность. Присутствие вилок на столе уже никого не удивляло, а вместо того, чтобы подавать все блюда сразу (некоторые из них быстро остывали), король Луи привнес идею поэтапного приема пищи. А в оснащении поваров стали появляться неизвестные доселе приборы и емкости, используемые для приготовления блюд.
После Французской Революции повара уже не обязаны были служить при дворе. У них появилась возможность открывать свои собственные закусочные и таверны, доступные каждому, где он оттачивали мастерство и передавали свои знания ученикам.
Именно в этот период творил величайший из всех шеф-поваров Франции — Marie-Antoine Carkme. Будучи студентом у одного архитектора, он очень разочаровался в выбранной им профессии, однако успешно применял ее методы в кулинарии: выпечка в форме греческих храмов, кондитерские изделие в виде мостов — все это поражало воображение. Благодаря такому таланту, этому повару удалось побывать при дворе правителей многих стран, даже у русского царя, откуда он привез традицию обслуживать каждого гостя индивидуально.
В начале
В 1950 году многие шеф-повара стали приверженцами более легкого и свободного стиля приготовления пищи, который включал в себя слегка прожаренную пищу с использованием легких соусов и комбинаций необычных приправ и гарниров. Такой стиль готовки заменил использование традиционных «тяжелых» соусов и добавок. Порции стали меньше, а упор делался на внешнем виде блюда, размещенного на большой тарелке.
Современная французская кухня — это смесь старых традиций и новых стилей. Однако каждый ценитель вкусной и «красивой» еды сможет по достоинству оценить всю ее прелесть.