Замки и музеи Франции – основные достопримечательности этой страны
Достопримечательности Франции перечислить невозможно. Архитектурные памятники Франции известны всему миру. Версальский дворец, Пизанская башня, Нотр-Дам де Пари, Большая арка Ля-Дефанс – это лишь малая часть тех достопримечательностей, которые стоит посмотреть во Франции. Наиболее знаменитые музеи Франции – Лувр, Музей Родена, Музей Ниссим-де-Камондо. Старинные замки Франции есть везде, но больше всего их в долине Луары. Парки Франции – чудесное место для отдыха.
Полная перипетий история церкви Мадлен
История церкви Мадлен в полной мере отражает все перипетии истории Франции конца 18-начала 19 веков. Ее строительство было начато при Людовике 15-м, а достраивал уже король Людовик 18-й, при этом основные работы по возведению здания были произведены при Наполеоне.
Изначально церковь святой Марии Магдалины было решено построить недалеко от Площади Согласия, на месте поселка Виль л’Эвек. С этим селением была связана история что некогда епископ, его владелец, освятил бывшую синагогу как христианский храм – так и появилась церковь Марии Магдалины. Но так как Площадь Согласия получилась очень большой и роскошной, то и храм на ней должен был быть соответствующих размеров – и потому в 1763 году в церемонии закладки первого камня принял участие сам король. По замыслу архитекторов (которых было несколько, они довольно часто менялись) храм должен был отражать традиции классицизма и напоминать нечто древнеримское. Для этого за образец был взят сохранившийся в Ниме римский храм Мезон Карре, и было принято решение построить храм в античном стиле. Тем не менее, Французская революция существенно затормозила строительство, которое к тому моменту только прошло стадии закладки фундамента и постройки главной галереи. Революционная власть хотела было сделать в будущей церкви Мадлен библиотеку, рынок и общественный танцевальный зал, но не успела, а дальше стройкой занялся Наполеон. По его мысли, храм должен был быть посвящен Французской армии, но потом в 1808 году с этой же целью была построена Триумфальная арка, а первоначальное громкое название «Храм Славы» после возвращения Наполеона из России было уже как-то неуместно. Тем не менее, при Наполеоне архитектор Виньон ухитрился снести фундамент, не повредив уже построенных колонн.
Церковь Мадлен дождалась своего завершения уже при восстановлении монархии Бурбонов. Ей снова вернули первоначальное название, а несколько архитекторов подряд, сменяясь, все же достроили храм, который чуть было не постигла участь превращения то в банк, то в железнодорожную станцию. Тем не менее, все обошлось, и в 1842 году Церковь Мадлен открылась для молящихся.
Снаружи Церковь Мадлен привлекает внимание своими совершенно античными чертами. Это большое сооружение, 108 метров длиной и 43 – шириной. Как натуральный римский или греческий храм, Церковь Мадлен по периметру окружают 52 колонны коринфского стиля, почти 20 метро высотой каждая. Но когда вы приблизитесь поближе к фронтону здания, то увидите на нем скульптурную композицию «Страшный суд», работы мастера Лемера, а бронзовые двери украшены изображением Десяти Заповедей. Над храмом все же были возведены три купола, чтобы подчеркнуть его христианский характер. Внутреннее убранство диссонирует с внешней строгостью и обильно украшено золотом. На куполе можно увидеть фрески из истории христианства, в том числе, среди исторических фигур там присутствует и Наполеон. А над главным престолом храма разместилась скульптурная композиция, на которой Мария Магдалина с помощью двух ангелов возносится на небо.
Сегодня Церковь Мадлен принадлежит Ордену бенедектицнев и служит местом для торжественных свадебных церемоний. Если вам повезет, то вы увидите в ней богатую свадебную процессию и сможете сравнить ее с отечественными аналогами. Церковь Мадлен находится в самом центре Парижа и вы обязательно будете проходить мимо нее, гуляя по французской столице.
Замок Шамбор
Во Франции, на левом берегу Луары в 14 км от небольшого городка Блуа раскинул свои владения замок Шамбор. Этот великолепный замок эпохи Ренессанса ежегодно посещают около 800 тысяч туристов. Он по праву считается одним из самых крупных, красивых и узнаваемых среди многочисленных замков Луары. Его история началась в 1519 году, когда французский король Франсуа I решил построить охотничий домик на месте разрушенного средневекового замка в поместье Шамбор. Старинные крепостные стены снесли и в 1526 году началось строительство замка Шамбор, которое завершилось лишь в 1684г. На стройке работало около 1800 человек. Несколько поколений каменщиков, плотников, резчиков и кузнецов в течение 158 лет трудились над созданием этого архитектурного шедевра эпохи Возрождения.
В наши дни Шамбор – это весьма внушительное по размерам, но неповторимо прекрасное и романтичное здание. В нем три этажа, на каждом из которых крестообразно расположены апартаменты бывших обитателей замка, состоящие из одной большой залы на всю высоту этажа, а так же гардеробной и спальни с комнатами для прислуги наверху. На первом этаже замка находятся залы с охотничьими трофеями. Здесь же туристы могут посмотреть видеофильм, посвященный истории строительства замка Шамбор. Второй этаж производит неизгладимое впечатление своими сводами, которые украшены эмблемами короля в виде коронованной монограммы F и саламандры. Следует отметить, что символ короля Франсуа I в виде изображения саламандры выгравирован в Шамборе практически везде:. На третьем этаже в залах со сводчатыми и кессонированными потолками в былые времена устраивались пышные балы. Обширные королевские апартаменты размещались в северо-восточном крыле огромного замка.
Фасад здания имеет длину 156 м, а ширина его составляет 117 м. В замке 426 комнат, из которых 360 оснащены каминами и могут отапливаться автономно. Среди 77 лестниц Шамбора особого внимания заслуживает винтовая лестница в самом центре замка. Знаменита она не тем, что украшена красивейшим резным орнаментом, а тем, что состоит из двух лестниц-спиралей, которые нигде не пересекаются, исключая тем самым возможность встречи тех, кто поднимается наверх со спускающимися им навстречу и наоборот. Ведет это уникальное сооружение прямо на крышу замка к башенке-фонарю, увенчанной королевской лилией и имеющей высоту 32 метра. Существует мнение, что двойная винтовая лестница Шамборского замка является упрощенным вариантом проекта Леонардо да Винчи. Еще одной достопримечательностью замка является крыша, на которой находится множество башенок разной величины, соединенных между собой узорчатыми балкончиками. Создается впечатление, что какой-то умелец украсил крышу Шамбора причудливым каменным кружевом.
Со всех сторон замок Шамбор окружен самым большим в Европе парком лесного типа, площадь которого около 5440 гектар. Примерно пятая часть этого огромного лесного массива открыта для посетителей. В парке можно увидеть диких кабанов, оленей и косуль. Послушать пение птиц, которых здесь насчитывается более ста видов. Можно принять участие в прогулке верхом, проплыть по реке на лодке или прокатиться на велосипеде по парковым дорожкам.
Для туристов на территории замка открыто несколько сувенирных магазинов. Недалеко от входа есть базарчик, где продаются вкуснейшие сыры, колбасы, вина и прочие французские деликатесы. В деревне, приютившейся по соседству с замком, можно посетить ресторан или блинную.
В настоящее время Шамбор находится под охраной ЮНЕСКО, а парк, окружающий его, считается заповедной зоной.
Парк аттракционов Астерикс
В 30 км от Парижа в небольшом французском городке Plailly находится парк Астерикс, который считается вторым по посещаемости парком аттракционов во Франции после Диснейленда. Оснащенный современнейшим оборудованием, парк Астерикс распахнул свои двери в мир сказочных героев и авантюрных приключений для всех желающих в мае 1989 года. С тех пор Астерикс пользуется большой популярностью как у туристов, так и у парижан. Парк аттракционов Астерикс одинаково любим детьми и взрослыми. В течение года парк Астерикс посещает почти 2 млн. человек, стремящихся отдохнуть от повседневной суеты, расслабиться и получить огромное удовольствие от его фантастических, головокружительных аттракционов и от обаятельных героев французских комиксов, которых здесь можно встретить повсюду. Парк получил свое название именно в честь одного из самых популярных персонажей национальных комиксов – веселого галла Астерикса, который жизнерадостно и лукаво подмигивает посетителям с вершины скалы в центре парка. Территория парка Астерикс разделена на пять частей: Древнюю Галлию с задорными Астериксом и Обеликсом, Римскую Империю с каруселью Цезаря, Античную Грецию с огромными скоростными горками и дельфинарием, Средние Века и Викинги. Каждая часть парка Астерикс привлекательна по своему и достойна внимания.
В Галлии, где проходит большинство праздничных мероприятий с обязательным участием любимых «мультяшных » персонажей, есть большой цирк и отличный кинотеатр. Здесь же отдыхающие могут проплыть по реке на древней лодке, прокатиться на разнообразных каруселях и машинках, приобрести в многочисленных маленьких магазинчиках понравившиеся сувениры и аксессуары с символикой любимых комиксов. В галльской деревне на каждом шагу можно встретить небольшие закусочные с парижскими деликатесами и лавочки с мороженным и напитками. Тех, кто основательно проголодался с нетерпением ожидает уютный ресторан с невероятно вкусной галльской кухней.
В Древней Греции туристов ожидает встреча с потрясающим экстремальным аттракционом «Путешествие к Зевсу», который представляет собой самые высокие в Европе «американские горки» с крутыми поворотами, почти вертикальными спусками с тридцатиметровой высоты на скорости 60-80 км/час. В «Театре Посейдона» открыт замечательный дельфинарий. В огромном бассейне, емкостью 3 400 000 литров, демонстрируют свое мастерство и грациозность дельфины. Туристы имеют возможность не только полюбоваться чарующим зрелищем, но и поплавать в воде вместе с этими умными и дружелюбными животными. Проголодались? Тогда поспешите в таверну «У Диониса», где потрясающе готовят горячие сандвичи с сыром, помидорами и оливками.
В Римской империи в 2008 году открылся аттракцион Цезаря с веселыми изображениями в формате 3D. Аттракцион «Баталия» и вкуснейший обед в таверне Фаст де Ром никого не оставят равнодушным.
В средневековой Франции можно принять участие в публичной казни, выступая, по желанию, в роли палача или заключенного. В вечернее время на главной площади старой крепости, освещенной факелами, предлагается попробовать отменное барбекю и посмотреть выступления цирковых артистов с дрессированными животными.
На территории Викингов туристов ожидает незабываемое путешествие на галере по озеру Goudurix. Одноименный с озером аттракцион – это грандиозная «мертвая петля», где на бешеной скорости все крутится, летает, поднимается и падает.
Невозможно описать все развлечения парка Астерикс, который бесспорно является одним из лучших во Франции мест для полноценного отдыха и круглый год ждет Вас.
Дефанс
На юго-западной окраине Парижа в департаменте О-де-Сен расположен современный деловой квартал Дефанс, который часто называют «парижским Манхэттеном». В настоящее время в Дефансе работает более 100 тысяч человек и еще 25 тысяч – не только работают, но и живут в этом районе. Строительство квартала началось в 1955 году по инициативе французского президента Шарля де Голля. Поводом послужило желание правительства разгрузить густонаселенный Париж и перевести в новый район многочисленные армии клерков, банкиров и научных сотрудников.
Датой рождения Квартала Дефанс считается 9 сентября 1958 года, когда здесь появилась первая 11-этажная башня офиса Esso Tower и была официально создана специальная структура, контролирующая застройку района. В период с 1958-1968 годы было построено еще несколько зданий из монолитного бетона, высота которых не превышала 100 метров. Затем стали появляться более изысканные по своей архитектуре и более высокие башни.
Здание национального центра промышленности и техники, построенное в Дефансе одним из первых, привлекает внимание туристов оригинальным дизайнерским решением. Это довольно внушительное по размеру здание имеет всего лишь три точки опоры. Башню страховой компании ЮАП украшают огромные часы-барометр, которые предсказывают изменения погоды, загораясь определенным цветом. Зеленый цвет обещает ясную погоду, красный – осадки, а синий означает переменную облачность.
Самым высоким считается 178-этажное здание концерна Фиат, спроектированное совместно американскими и французскими архитекторами. При отделке его фасада использовался черный африканский гранит, дымчатое стекло и алюминий. Напротив концерна расположен крупнейший в Западной Европе торговый центр «Времена года», приятно радующий туристов ассортиментом и доступностью цен. Район Дефанс одинаково привлекателен для чиновников, бизнесменов и туристов. Свои штаб-квартиры здесь имеют 14 из 20 самых солидных французских компаний. В их числе имеющая мировую известность компания Totale, занимающаяся нефтяным бизнесом, медицинский концерн Aventis, гигант черной металлургии Arcelor и многие другие. Оригинально решена в Дефансе проблема транспорта и пешеходов. Все транспортные артерии спрятаны под землей. Под каждым небоскребом находятся многоярусные парковки для автотранспорта сотрудников. Так называемая пешеходная зона шириной 250 м имеет длину около 1,2 км. Украшением пешеходной зоны стали фонтаны, каскады и множество скульптур современных авторов. Наиболее известен памятник La Defense de Paris, установленный в 1883 году в честь воинов, защищавших Париж во время войны с Пруссией. Именно этому памятнику обязан Дефанс своим названием.
Жемчужиной архитектурного ансамбля района считается Большая Арка Дефанс. Возведение этого грандиозного сооружения по проекту датского архитектора Шпрекельсена началось в 1983 году. Торжественное открытие монумента, приуроченное к празднованию двухсотлетия Французской революции, состоялось 14 июля 1989г. Большая Арка Дефанс – это громадный полый куб с размерами сторон в 110 м, несущие конструкции которого сделаны из бетона, а облицовка выполнена из ценнейшего каррарского мрамора. В середине арки на платформе размещены защищающие туристов от сильного лобового ветра стеклянные панели, между которыми нужно пройти, словно по лабиринту, чтобы оказаться на противоположной стороне величественного строения. В боковых колоннах арки разместились правительственные офисы и коммерческие фирмы. В верхней ее части расположены Музей информатики, отличный ресторан и смотровая площадка.
Замок и сады Вилландри
В живописной долине Луары в 15 км от французского города Тур возвышается замок Вилландри. Этот величественный и элегантный замок, построенный личным секретарем французского короля Франциска I Жаном Ле Бретоном в XVI веке, считается самым последним на Луаре зданием в стиле Ренессанс. За время своего существования замок Вилландри сменил несколько владельцев, каждый из которых вносил свою лепту в его модернизацию.
В настоящее время перед туристами предстает архитектурное сооружение подковообразной формы, средняя часть которого – донжон, сохранившийся от старой крепости. а два боковых крыла – яркий образец зодчества эпохи Возрождения. Большие окна с пилястрами и капителями, замечательные фризы и люкарны с тимпанами и волютами украшают фасад и крышу замка. Внутри сохранились восхитительные интерьеры в ренессансном стиле. Очень впечатляюще выглядят арабские потолки, собранные в XV веке из 3600 частей. Коллекция испанской живописи, представленная в замке, также пользуется популярностью.
Вилландри знаменит тем, что 4 июля 1189 года в юго-западной башне старой крепости, на фундаменте которой и стоит современный замок, король Франции Филипп-Август и английский монарх Генрих II Плантагенет заключили мирный договор Азе-ле-Ридо.
Однако, главной достопримечательностью замка Вилландри являются его уникальные трехъярусные сады, восстановленные, благодаря испанскому доктору-миллионеру Иоахиму Карвалло, в начале XX века по проектам средневекового архитектора Андруэ дю Серсо. На Г-образной верхней террасе, расположенной на уровне третьего этажа замка, находится Сад Воды. Большой пруд, напоминающий по форме зеркало, обрамлен композициями из газонов, стриженых декоративных кустов, фруктовых деревьев, дорожек и четырех крестообразно расположенных фонтана. Поистине прекрасное место для отдыха и релаксации. Средняя П-образная по форме терраса находится на одном уровне с комнатами первого этажа. На этой террасе три сада: Сад Музыки, Аптекарский Сад и Сад Любви, где все цветочно-кустарниковые композиции, разбитые на этом участке, посвящены любви во всех ее проявлениях. Страстная любовь символизируется самшитовыми сердцами, пронзенными стрелами. Сердца, разделенные огненными языками и карнавальными масками представляют любовь нежную и ласковую. Есть здесь и непостоянная любовь, символом которой стали рога, любовные записки, веера и преобладание желтого цвета. Трагическая любовь показана в виде шпаг и множества красных цветов, символизирующих проливаемую на дуэлях кровь. В южной части средней террасы замка Вилландри на больших ромбовидных клумбах изображены кресты Мальты, Лангедока и Страны басков. На нижнем уровне, отделенном каналом от замка Вилландри, расположен самый крупный в мире огород, площадь которого составляет 12500 кв.м. На квадратных грядках, разделенных между собой яблонями и грушевыми деревьями, высажены морковь, капуста, свекла, бобы и многие другие овощные культуры. Здесь тоже не обошлось без символики. Таблички перед грядками поясняют туристам, что капуста, к примеру, символизирует распущенность, тыква – плодовитость. Информируют таблички и о полезных свойствах выращиваемых растений. Дополнительным украшением сада являются фонтаны, вокруг которых расположены скамейки под увитыми штамбовыми розами полукруглыми перголами.
Все три террасы замка Вилландри соединены между собой оригинальными мостиками, изящными лестницами и пандусами. В настоящее время всю территорию Вилландри обслуживают семь садовников. Ежегодно в садах Вилландри высаживается около 100 тысяч новых растений. И кроме традиционных сувениров, в магазинчике при замке Вилландри можно приобрести и семена понравившихся растений и культур.
Версаль – королевская легенда
Одной из самых известных и красивых резиденций французских королей является великолепный Версаль, масштабная, эпическая, дорогая застройка, волшебный дворец, воплощающий золото и роскошь эпохи Короля-Солнце. Пафос и шик здесь достигают своего высшего проявления. Туристы могут попасть в Версаль из Парижа, например, на поезде буквально за 40 минут. В Версале три ж/д вокзала, от каждого из которых дойти до дворцового-паркового комплекса можно за 10 минут. Версаль расположен примерно в 25 км. от Парижа и справедливо считается одним из самых лучших и популярных памятников мировой культуры и архитектуры.
Версаль в себе соединил желания Людовика 14 создать прекраснейший дворец, который станет символом абсолютизма французского монарха в стране и в мире. Это был дворец, призванный стать лучшим и единственным на всех уровнях. Дело также было в том, что в 17 в. Париж не походил на идеальную столицу супердержавы, которой считала себя Франция. Таким образом, обустройство новой резиденции монарха преследовало цель не только продемонстрировать роскошь двора, но и создать новую столицу страны, которая соответствовала бы величию государства. На все время царствования Короля-Солнце Версаль выполнял роль временного «центра мира», лица Франции перед другими державами. Остальные правители следовали примеру Людовика и тоже пытались устроить подобные резиденции на манер Версаля, не пытаясь воспроизвести дворец с точки зрения архитектуры, но, надеясь подчеркнуть тем самым свою королевскую власть.
Возводить замок начали в 1661 году, на том месте, где в болотах была небольшая охотничья резиденция предыдущего правителя. Когда работы были закончены, появился не только изумительной красоты дворец, но и огромный парк, украшенный рощами, лужайками, знаменитыми версальскими фонтанами.
Однако пафосность и декоративность дворца создана в большей степени для торжественных случаев, а основное время король и двор проводили в малых Версальских дворцах, расположенных также в парке. Эти дворцыбыли более уютны.
Версаль стал неким фантастическим городом, продуманным до мелочей. Весь план дворцов и парка подчинен общему проекту, в нем ничего не случайно. Дворцово-парковый комплекс представляет огромную сцену с натуральными декорациями, площадь которой более 100 га. Здесь можно встретить «маленькую Венецию», бассейны и скульптуры, аллеи и гроты.
Позднее здесь появились новые пристройки, возведенные другими правителями. Таким орбразом, весь комплекс можно разделить на сам огромный дворец с галерей Зеркал, где находится более 350 зеркал, а также дворцы, объединенные под названием Большой Трианон – классический стиль, изящество и множество очаровательных любовных историй сопровождают их. И последняя часть – Малый Трианон, созданный для Марии-Антуанетты, но часто использовавший прелестной маркизой де Помпадур, графиней Дюбарри и прочими дамами света, знакомыми нам по романам французских писателей. Парк и сады достойны отдельной статьи – романтичные, просторные, но в то же время подчиненные своей внутренней логике построения, они производят впечатление идеального парка для идеального короля. Кроме этих главных зданий на территории Версальского комплекса еще находится храм Любви, капелла, Бельведер и многое другое.
На территории Версаля проводятся разнообразные экскурсии, туристы могут заказать билет на один день или даже годовой абонемент на посещение дворцово-паркового комплекса в любое желаемое время.
Музей изящных искусств и смелого авангарда
Если вы приехали в Ниццу, то побывайте в Музее изящных искусств, который даст возможность ознакомиться с более, чем шестью тысячами шедевров – от произведений 17 века до работ смелых авангардистов первой половины 20 века.
Музей изящных искусств расположен на улице Боммет в здании 17 века. Для широких кругов посетителей он открылся в 1928 году, хотя в этом же доме ранее располагалась более закрытая небольшая коллекции живописи.
Итак, вы заходите на первый этаж Музея, и видите два зала, в которых экспонируются работы мастеров 17 и 18 веков, среди которых образцы творчества Фрагонара, Крети и Юбера. Следующий, третий, зал экспонирует картины династии живописцев Ванлоо, которые жили в Ницце и теперь стали предметом ее гордости за своих земляков. Далее вы попадаете в Большую галерею, которая демонстрирует прелестные работы периода 19 века. Здесь представлены в основном портреты, которые были очень популярны в среде знати того времени. За Большой галереей расположен зимний сад, в котором находится выставка скульптур, в котором числе, здесь находится и шедевр Родена «Бронзовый век».
После того, как осмотр первого этажа и его залов завершен, по лестнице посетители поднимаются на второй, где большей частью представлены работы художников позднейшего периода – конца 19 и начала 20 века. Сама по себе лестница тоже заслуживает внимания, так как по мере восхождения по ней можно созерцать художественные произведения. Так, именно на лестничной клетке размещены работы Жюля Шере – родоначальника современного плаката как жанра. Его плакатов в фондах Музея изящных искусств так много, что экспозиция постоянно обновляется.
Первый зал на втором этаже покажет вам пейзаже в романтическом стиле, работы иностранных живописцев – в частности, немцев, а также те произведения, которые были написаны в стиле ориентализма. Здесь же находятся и скульптуры, наиболее известна из которых принадлежащая резцу Карпо – «Три грации».
Второй зал преимущественно демонстрирует произведения мастеров-импрессионистов. Здесь царствует пейзаж, а среди известных полотен можно назвать «Окно, выходящее на Сену» Боннара, а также образцы творчества Моне, Будена и Сислея.
Третий зал целиком посвящен работам Жюля Шере. Кроме своей известности в роле мастера плаката, он еще много рисовал пастелью – портреты и зарисовки. Затем идет зал наследия Рауля Дюфи, который покажет вам более около полутора сотен его работ – в том числе, не только картины, но и ткани и роспись по керамике. Дюфи был известен как представитель кубизма и фовизма, творивший в 30-40 годах 20 века. Обратите особое внимание на его картину «Танго архангела», которая считается наиболее удачной. В этом же зале разместилась коллекция образцов прикладного искусства, среди которой есть работы таких гениев искусства как Пикассо и Марино.
Если вы приехали в Ниццу, то посещение Музея изящных искусств станет для вас отличным позитивным впечатлением, которое запомнится надолго и существенно расширит ваши представления о прекрасном.
Пантеон – храм французского патриотизма
Пантеон – достойный соперник в Париже своего римского «коллеги». Но если в римском храме, посвященному всем богам, стояли статуи божеств всех покоренных Римом народов, то в парижском Пантеоне находятся останки наиболее выдающихся французов. Можно сказать, что Пантеон – это аналог российско-советской Кремлевской стены. Но создавалось это величественное здание совсем не с этой целью.
Изначально храм в честь святой Женевьевы, покровительницы Парижа, был задуман королем Людовиком 15-м в 1744 году. В это время Франция вела войну с Австрией и тяготы управления государством подорвали здоровье короля настолько серьезно, что он опасался смерти. Обратившись за помощью к небесам, Людовик обещал в случае выздоровления построить роскошный храм в честь главной парижской святой. Король исцелился, а вот его любовница умерла, но так вышло, что именно брат новой королевской возлюбленной, мадам де Помпадур, предложил кандидатуру архитектора Суффло, который в 1755 году был нанят для проектировки и возведения большого храма в честь святой Женевьевы. Само строительство началось в 1758 году, и Суффло решил сделать храм не в духе привычной французам того времени барочной архитектуры, а применив классические античные решения. Так появилась колоннада на фасаде в греческом стиле, храм был увенчан изящным куполом, а в целом постройка напоминала одновременно два великих христианских собора в странах-конкурентах – собор Святого Петра в Риме и собор святого Павла в Лондоне. Высота купола – 83 метра, а сам он состоит из трех слоев – внешний из которых сделан из свинца, чтобы быть атмосфероустойчивым.
Но строительство будущего Пантеона завершилось в 1790 году – в пору Французской революции, которая решила не использовать роскошное сооружение в культовых целях, а сделать его местом упокоения великих французов. Для почина здесь сразу же был похоронен революционный деятель граф Мирабо, а затем – Марат. После падения республики и восстановления монархии Пантеон снова стал церковью, и на протяжении почти всего 19 века менял свое назначение, становясь то храмом, то мавзолеем – в соответствии с изменением политического режима.
Наконец, в 1885 году здесь был похоронен Виктор Гюго и с тех пор Пантеон окончательно стал местом французской славы. Тем не менее, о его религиозном прошлом и сегодня говорят фрески со сценами из жизни святой Женевьевы и другие росписи на христианские темы. Над его входом находится надпись – «Великим людям от благодарной отчизны», и в самом деле – в Пантеоне нашли свой последний приют немало знаменитостей. Здесь есть писатели и художники, политики и поэты, ученые и общественные деятели. Некоторые имена знакомы только самим французам, а другие знает весь мир – такие, как Александр Дюма, Жан Моне, Эмиль Золя, а также многие другие. Здесь же находится могила и самого создателя Пантеона – архитектора Суффло, а также единственной женщины в этой «мужской компании» – Марии Кюри, помощницы в научных трудах ее мужа-физика.
Решение о том, кому быть захороненным в Пантеоне, принимают высшие руководящие органы государства, в частности – Президент. Многие останки перенесены сюда многие годы спустя после смерти выдающихся личностей. Например, Александр Дюма был захоронен в Пантеоне спустя 132 года после своей кончины. Всего в Пантеоне на сегодняшний день покоится 71 великий француз.