Много веков этот город связывают со знаменитой святыней миллионов верующих - иконой Пресвятой Девы Марии, или Черной Мадонны, которая хранится в монастыре паулинов на Ясной Гуре, одном из пяти крупнейших религиозных центров мира. Авторство иконы легенда приписывает евангелисту Луке, который написал ее в Назарете, на крышке стола из дома святого семейства. По древнему преданию, кисти Луки принадлежат три иконы Божьей Матери. Посмотрев на них, Богородица сказала: "Благодать родившегося от меня и моя да будет со святыми иконами", после чего иконы обрели чудесную силу (кстати, одна из них - Владимирская - хранится в Москве, в Большом Успенском соборе). Ту, которую теперь называют Ченстоховской, император Константин привез в свое время в Константинополь, где она украсила один из храмов. Там ее и приметил служивший в императорском войске некий русский князь. По его просьбе император подарил ему эту чудотворную икону, и она оказалась на русской земле, где была очень почитаема. Во время одной из войн икона попала в руки князя Владислава Опольчика, который в 1382 г. привез ее в Ченстохову, отдав монахам-паулинам. На этом приключения иконы не закончились. Спустя полвека на монастырь напали грабители и унесли все ценности из часовни Божьей Матери. Не повезло и иконе: брошенная на пол, она развалилась на части, после чего ее изрубили саблями, следы которых остались на лице мадонны по сей день. Икону попытались отреставрировать в Кракове, при дворе Ягайло, однако свежие краски, наложенные на древний лик, упорно не хотели держаться. Ученые потом объяснят это несовместимостью техник письма. Однако популярность пострадавшей иконы после этих событий настолько возросла, что старая часовня уже не могла принять многочисленных паломников, и в XV в. рядом построили величественный 106-метровый костел. Здесь, в богато украшенном алтаре, ее можно увидеть и сегодня. Внутри костела стены увешаны многочисленными дарами паломников, молящих Богородицу о помощи. Говорят, действительно помогает, и довольно часто. Во всяком случае здесь же вывешены и ставшие ненужными костьми бывших инвалидов, которые едут сюда с последней надеждой на чудо.
С монастырского холма - Ясной Гуры - видна главная улица Ченстоховы - аллея Пресвятой Девы Марии, которая идет через весь город. В начале XVII в. монастырь окружили мощными стенами, сделавшими его настоящей крепостью. Скоро эти стены очень пригодились. Когда шведы шли победным походом через Польшу, на Ясной Гуре им пришлось задержаться: даже двадцатикратный перевес в военной силе не помог нападавшим взять твердыню. Ченстохова изменила ход войны и воодушевила поляков на борьбу, что закончилось поражением врагов. Ясно, что такой успех объяснили не только прочностью монастырских стен, но и покровительством Девы Марии. Благодарный король Ян Казимеж торжественно отдал свою страну под покровительство Богородицы, а Ясна Гура стала не только религиозной святыней, но и символом народной свободы. В годы гитлеровской оккупации с амвона ясногурского храма верующие слышали слова надежды на победу. Здесь помогали партизанам и военнопленным, монахи тайно учили детей грамоте. Неожиданная атака советских войск в январе 1945-го заставила немцев в панике отступить, не успев ни вывезти награбленное добро, ни даже взорвать монастырь. После войны Ясна Гура продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 г., в трехсотлетие со дня той памятной клятвы Яна Казимежа, около миллиона верующих молились здесь об освобождении примаса Польши, кардинала Стефана Вышиньского, из сталинских застенков. Ровно через месяц кардинал вышел на свободу. До сих пор каждый вечер с Ясной Гуры разносится колокольный звон, который созывает верующих к общей молитве на поле у монастыря. Ею заканчивают день многочисленные паломники.
|