В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн, замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин – словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему "сказочный” замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии. Но сначала несколько слов о трагической судьбе самого короля. О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн
С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Рос он в расположенном неподалеку замке Хоэншвангау, стилизованном под средневековую крепость. Здесь, в Хоэншвангау, Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря-лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр. Противоборство Добра и Зла, германская мифология – вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд. Тем временем Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему "старинного” рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии. Наверное, не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели – воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником. То, что король практически забросил государственные дела, отказывался жениться ради продолжения рода, был нелюдим – все это настроило против него и семью, и высший свет. Еще когда король был молод, его поведение, манера одеваться, вообще образ жизни многим казались по меньшей мере странными. В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Но, без сомнения, лучшим памятником Людвигу II Баварскому являются его восхитительные замки и прежде всего – Нойшванштайн. Видами этого сказочного замка был очарован Чайковский. Некоторые историки полагают, что именно здесь у него возник замысел балета "Лебединое озеро”. Турфирма "Старый город” предлагает Вашему вниманию сразу несколько туров, в программу которых включено посещение замка Нойшванштайн. Этот замок потрясающе красив в любое время года.
Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую. Если соберетесь посетить Нойшванштайн, рекомендуем Вам обязательно подняться на этот мостик: с него открывается просто потрясающий вид на замок! Интерьеры замка
Внутреннее убранство замка, его интерьеры впечатляют, пожалуй, не меньше, чем его внешний облик. Каждый зал замка - это гимн операм Вагнера, героям германской мифологии. Здесь Вы увидите сочетание сразу нескольких архитектурно-художественных стилей, мавританских, готических и барочных элементов: колонны-сталактиты, тронный зал в византийском духе, певческий зал с изысканным освещением, предназначавшимся для постановок опер Вагнера. При этом здание было оборудовано современной системой отопления, в кухне имелся водопровод с горячей и холодной водой. Вот уж действительно, Людвиг II Баварский во многом опередил свое время! Тронный зал
План его разработан Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом. Под сияющим голубым куполом потолка, словно под небосводом, восседает Христос, окруженный Марией и Иоганнесом, а также рядом возведенных в святые королей. Это Казимир, Штефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и св. Людовик. На переднем плане - драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной меди, предназначенный для 96 свечей. Весит этот драгоценный канделябр 18 центнеров. Мозаичный пол, созданный венским мастером Дермонтом, изображает стилизованный растительный и животный мир. Зал заканчивается полукругом позолоченной апсиды. Девять ступеней из белого мрамора Каррара, обрамленные изображениями 12 апостолов, ведут к помосту, где, согласно первоначальному замыслу, должен был стоять трон из золота и слоновой кости. Увы, этому уже не суждено было осуществиться.
Безусловно, центральное место замка - это так называемый Зал певцов. Это самый большой, высокий и богато убранный зал с бесчисленными деталями росписей, посвященных главному герою этого зала – Парсифалю. Парсифаль — сын знатного рыцаря Гамурета, прославившего себя доблестью и благородством, но погибшего в бою. От рыцаря, помимо искусного владения оружием, требовалось умение владеть собой и знание многих наук. Каждый рыцарь должен был на собственном примере доказать, что стоит на защите добра, справедливости, благородства. Высшей целью был поиск Грааля - главной рыцарской святыни. Рыцари отправлялись на поиск Грааля, не зная, как он выглядит и где находится, но зная, что его необходимо найти и что в этом поиске заключается последний, наивысший, этап их обучения и смысл всей жизни. Кульминацией легенды о Парсифале является момент, когда герой попадает в Замок Грааля. Именно эпизод, когда Парсифаль впервые видит Грааль, изображен на центральной, самой большой картине Зала певцов Спальня
Неоготическая королевская спальня поражает изобилием резных украшений и орнаментов. 14 резчиков в течении четырех с половиной лет трудились над их изготовлением. Картинное убранство помещения посвящено в основном истории Тристана и Изольды, глубоко поразившей в свое время 20-летнего короля. Из балконного окна спальни открывался изумительный вид на экзотическое ущелье Пеллата с водопадом, низвергающим свои воды с высоты 45м. К спальне примыкает маленькая молельня Людвига II. Она посвящена святому Людовику - королю Людовику Французскому, в честь которого и был назван Людвиг. В расписанный стрельчатый свод врезан богато украшенный резьбой створчатый алтарь.
Щедро украшенная гостиная с расположенным спереди эркером, так называемым "лебединым" углом, посвящена образу лебедя-рыцаря Лоэнгрина, такому дорогому для короля Людвига II. Большие панно художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине: "Чудо Грааля" и "Прибытие Лоэнгрина в Антверпен". Лебединый мотив присутствует и в резных украшениях деревянной обшивки, и в золотом шитье на шелковых обивках, и в портьерах. Отделанное дубовыми панелями помещение столовой украшено картинами Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера.
|