Замок Вранов над Дыей расположен в очень живописном месте: он находиться на берегу реки Дые и окружен национальным парком Падейн. Интерьеры наглядно демонстрируют стиль жизни аристкратии в XVIII-XIX веках. Туристам также рекомендуется посетить часовню замка. Замок Битов является одним из самых старинных замков Моравии. В XIX веке был перестроен в стиле нео-готика. Славится своей настенной росписью и исторической коллекцией. Замок Евишовице. В XVI веке Евишовице был перестроен в стиле ренессанс. В замке находится выставка старинной мебели. Евишовице знаменит также тем, что недалеко от замка располагается самая старинная в Европе плотина. Сегодня здесь занимются рыбной ловлей и водными видами спорта. Вальдштейнский дворец. Дворец был заложен в 1623-1629 гг. генералиссимусом и герцогом Фридландским Альбрехтом фон Валленштейном. Весь комплекс, который первоначально планировался более крупным, чем Пражский Град, представляет собой первую крупную светскую постройку в Праге. Монастырь Святого Йиржи был заложен князем Болеславом и его сестрой Младой для бенедиктинского ордена. С 1976 года является частью Национальной галереи - здесь размещается коллекция древнечешского искусства. Базилика Святого Йиржи. Это одна из самых старых сохранившихся построек датируется 920 годом. Романская базелика реконструировалась в XX и XII веках, позже приобрела барочный фасад. Национальный парк Подийи. Находится в Южной Моравии, на территории округа Зноймо . Парк располагается вдоль реки Дие и уникален по концентрации редкой флоры и фауны. Для туристов отмечены пешеходные маршруты, которые позволят в полной мере насладиться прекрасными пейзажами и велосипедные трассы, протяженностью около 30 км.
Пражский град - это политический и исторический центр города, а также резиденция президента республики. Это целый комплекс архитектурных сокровищ чешской столицы. Будучи резиденцией королей и императоров, а потом и президентов, Пражский Град на протяжении многих веков служил центром политического и культурного формирования нации. Пражский Град, с тех пор как его основал в последней четверти IX в. князь Борживой из рода Пршемысловичей, был всегда центром церковной власти. Об этом свидетельствуют остатки церкви Девы Марии, датированной 890 г. В 921 г. была построена церковь св. Георгия, после 925 г. - ротонда св. Вита, на месте которой в XI в. возникла романская базилика. Собор Святого Вита. Доминантой Пражского Града, несомненно, является собор Святого Вита. В соборе проходили коронации чешских правителей, некоторые из них похоронены здесь же, так что собор для жителей - место священное. В собор можно войти через бронзовые двери западного фасада. На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе. Старый королевский дворец. Этот импозантный архитектурный ансамбль, ограничивающий третий крепостной двор Пражского Града с востока, строился, как и собор, в течение нескольких столетий. Первоначальный княжеский замок был превращен в XI в. в романскую крепость. Карл IV значительно расширил постройку, но только при Владиславе II Ягелло дворец приобрел современный облик. С XI по XVI в. дворец был резиденцией чешских королей, а затем более двухсот лет - высших земельных властей. В XIX в. помещения дворца лишь изредка использовались для репрезентативных целей. В 1924 г.началась его реставрация. Перед входом во дворец расположен Орлиный фонтан. Южная пристройка - это так называемое Людвиково крыло, в котором располагалась канцелярия. Именно здесь разыгралась сцена, повлиявшая на ход мировой истории. Представители императора-католика: Георг фон Мартиниц, Вильгельм фон Славата и их секретарь Филипп Фабрициус были вышвырнуты из окон канцелярии дворянами-протестантами, что послужило поводом развязывания Тридцатилетней войны. Картинная галерея Пражского Града была построена на месте бывших конюшен специально для коллекции живописи Града. Полотна Тициана, Тинторетто, Рубенса и другие картины из собрания Рудольфа II были вновь собраны после разграбления военных лет и выставлены на обозрение.
Староместская площадь наряду с Пражским Градом и Карповым мостом - наиболее популярная достопримечательность столицы. Это исторический центр города, представляющий собой уникальный комплекс памятников истории и архитектуры. В центре площади находится памятник Яну Гусу, выдающемуся проповеднику и реформатору церкви. Памятник выполнен в стиле модерн скульптором Л. Шалоуном. На фоне роскошных фасадов на этой площади в прошлом столетии не раз разыгрывались кровавые события: в 1422 г. был казнен Ян Желивский, предводитель радикальных гуситов. Одному из его противников Яну Рогачу из Дубе повезло не больше: он вместе с 56 своими боевыми соратниками был убит на том же самом месте. В 1621 г. победившие императорские католики жестоко расправились с протестантами: 27 бунтарей были публично обезглавлены под барабанную дробь на Староместской площади. Крест перед "ратушей обозначает место, где тогда находился эшафот. Старый город. Там, где в средние века пересекались дорога от Вышеграда к Пражскому Граду и торговый путь с востока на запад, возникло поселение, которое со временем стало перевалочным пунктом для товаров и предметов роскоши. В 1230 г. Вацлав I дал этому поселку городские и гражданские права и одновременно соорудил городскую стену со рвами. Тем самым он обозначил территорию, которая сегодня известна как Старый город. Стены давно исчезли, но о рвах напоминает нынешнее название улицы ’Na prikope. Она действительно была проложена по засыпанному городскому рву. Центром этого района считается Староместская площадь.
Королевский летний дворец. Это живописное здание (в настоящее время выставочный зал) считается самой совершенной постройкой в стиле ренессанс в Праге. Перед дворцом находится поющий фонтан, отлитый колокольным мастером Т. Ярошем. Звуки, подобные музыке, издает вода, ударяясь о бронзу, «пение» слышно, если присесть под чашу фонтана. Лорета. Колокольный музыкальный механизм Лореты насчитывает 27 колокольчиков, которые каждый час с 8 до 20 часов исполняют мелодию священного песнопения. В Лорете хранится бесценная коллекция литургических сокровищ, самый ценный предмет которой - двенадцатикилограммовое «Пражское солнце», украшенное 6000 брильянтов. Мичовна (Королевский сад с Павильоном для игры в мяч). При Рудольфе II возник павильон для игры в мяч, позже служивший конюшней и военным складом. Теперь в здании в летнее время проходят выставки.
Чернинский дворец. Построен по проекту Ф.Каратти в 1668-1688 гг. В XVIII в. М. Канька добавил к нему барочный садовый комплекс, а Ансельмо Лураго - главный портал и оранжерею в стиле рококо. Дворец не принес счастья своему хозяину, Гумпрехту Иоганну Чернину - австрийскому посланнику в Венеции. Императора Леопольда I раздражало, что Чернинский дворец оказался больше его собственной резиденции в Пражском Граде. Чернинский дворец дважды подвергался разорению - в 1742 г. французами и в 1758 г. пруссаками. В XIX в. он служил казармой. После капитальной реконструкции (1928-1934) здание было отдано в распоряжение Министерства Иностранных Дел. В 1948 г. Чернинский дворец получил печальную известность: 10 марта 1948 г. во внутреннем дворе нашли мертвым министра иностранных дел Яна Масарика, сына основателя Республики. Обстоятельства смерти - было это убийство или самоубийство - не выяснены по сей день. Страговский монастырь. В настоящее время этот бывший монастырь - Музей письменности. Ансамбль монастыря составляют костел Девы Марии и здание Страговской библиотеки. В библиотеке интересны Теологический и Философский залы, последний украшает настенная роспись «История человечества» конца XVIII века, выполненная одним из ведущих венских художников того времени.
Мала Страна. Мала Страна - городской квартал, расположенный между Влтавой и Градчанами. Этот второй по древности пражский город (основан в 1257 г.) простирается на юг до возведенной Карлом IV «Стены Голода» (1360-1362). Здесь находится большинство из 55 пражских дворцов и когда-то Мала Страна была самым модным аристократическим кварталом. В XIX в. державному великолепию пришел конец - аристократы потянулись в Вену, и эта часть города, потерявшая в 1784 г. свою самостоятельность, на глазах стала приходить в упадок. Однако бедность ее новых обитателей: мелких служащих, солдат, простых ремесленников - оказалась благом для Малой Страны. Вместе с большими деньгами исчезла и тяга к строительству, так что в наши дни этот живописный городской ансамбль предстает во всем своем барочном великолепии.
Малостранская площадь. Вытянутая по форме площадь образовалась в XIII в. Сегодня она разделена на две части могучим костелом св. Микулаша и присоединенным к нему зданием - бывшим иезуитским коллегиумом. С восточной и северной стороны возвышаются роскошные здания и дворцы аристократов, наибольший интерес из которых с исторической точки зрения представляют: Малостранская ратуша, в которой была подписана в 1575 г. Богемская конфессия (она гарантировала стране свободу вероисповедания на 40 лет); Смиржицкий дворец, в котором представители оппозиции в 1618 г. организовали «второе пражское швыряние из окон»; а также соседний Штернбергский дворец, названный по имени естествоиспытателя Каспара Штернберга, где в 1770 г. было основано первое Чешское научное общество. Лихтенштейнский дворец, объединяющий пять городских зданий, занимает всю западную сторону площади. В 1620-1627 гг. здесь жил Карл фон Лихтенштейн, королевский наместник, известный как яростный преследователь протестантов. Святотроицкая колонна перед дворцом была воздвигнута в благодарность за избавление от эпидемии чумы в 1715 г. В декоре готических построек на южной стороне площади присутствуют элементы классицизма. В здешних сводчатых подвалах много популярных пивных и винных погребков.
Собор Святого Микулаша. Cоздан двумя выдающимися пражскими зодчими - Кристофом и Килианом Игнацем Динценхоферами. Отец, Кристоф, построил в начале XVIII столетия неф и западный фасад, а сын спустя 40 лет - хор и купол. Завершил постройку созданием колокольни (1755) Ансельмо Лураго. Особенно впечатляют размеры костела: его куполу на высоте 75 м могла бы позавидовать смотровая площадка на холме Петршин. Не имеют себе равных и росписи сводов главного нефа «Апофеоз св. Микулаша» (Я.Л. Кракер), занимающие площадь 1500 кв.м. В интерьере обращают на себя внимание живопись К.Шкреты и скульптура И.Ф. Платцера. Костел отличается необыкновенной акустикой. Здесь часто играл на органе Моцарт во время своего пребывания в Праге в 1786 и 1787 гг. И сегодня костел является одной из любимых концертных площадок как для исполнителей, так и для любителей классической музыки. Храм Девы Марии Торжествующей. Этот костел был построен в стиле раннего барокко в 1611 году. Главная реликвия храма - восковая фигурка Пражского Младенца Христа, (испанской принцессой) в конце XVI века.
Мальтийская площадь. В центре северной стороны Мальтийской площади находится скульптурная группа с Иоанном Крестителем. Площадь названа в честь рыцарей мальтийского ордена, который обосновался здесь в 1169 г., чтобы охранять подступы к "Карлову мосту (в те времена это был еще мост Юдиты). Мальтийский костел, или костел Девы Марии под цепью, принадлежал существовавшему тут раньше монастырю. От первоначальной трехнефной романской базилики сохранились только стены одного из боковых нефов. Современный облик костел приобрел после перестройки 1640-1646 гг. в стиле барокко по проекту Карло Лураго. Алтарная живопись выполнена Карелом Шкретой. В доме № 8 (Старая почта) в конце XV в. помещалось первое учреждение пражской почтовой службы. В барочно-ренессансном доме «У художников» находится один из самых изысканных ресторанов города. По соседству с Мальтийским костелом стоит дворец Великого приора, в котором размещается собрание старинных музыкальных инструментов.
Ледебургский и Пальфиовский сады. Ледебургский сад с террасами в стиле барокко был заложен в XVIII веке. В саду также находится фонтан со статуей Геракла и декоративное озерцо. К Ледебургскому примыкает Пальфиовский сад, разбитый в первой половине 18 века на террасах, украшенных лестницами. Оба сада открылись для посещения после нескольких лет реконструкции. Вход в сады - через Ледебургский дворец на Валенштейнской площади, 3. Малостранские мостовые башни. Обе Малостранские мостовые башни еще со средних веков соединены украшенными гербами воротами. Меньшая башня построена в XII в. Она была частью романского укрепления, защищавшего подступы к Карловому мосту. Большую башню соорудили во второй половине XV в. для контраста со Староместской башней. Ныне она доступна для посетителей. Петршинская смотровая башня. Эта уменьшенная копия парижской Эйфелевой башни высотой в 60 м была построена в 1891 г. по случаю Юбилейной выставки.
Староместская ратуша с Курантами. Городская ратуша была основана в 1338 году. В сущности, ратуша представляет собой целый комплекс, который многократно перестраивался и расширялся. К раннеготическому зданию в скором времени добавились башня и часовня. Чтобы удовлетворить административные потребности быстрорастущего города, приходилось откупать соседние городские дома и присоединять их к ратуше. Неоготический восточный флигель XIX в. был разрушен немецкими войсками во время майского восстания 1945 г., так что от этого крыла сохранился один каркас. Первоначальное оформление астрономических часов, установленных в начале XV в. на южной стороне ратушной башни, приписывается Микулашу из Кадани. Закончил их уже в конце XV в.астроном Карлова университета магистр Гануш. По легенде, он был ослеплен сразу после окончания работы, чтобы уже никогда не смог повторить своего шедевра. Особенно красивый вид на часы открывается из кафе «Милена», расположенного напротив и носящего имя возлюбленной Франца Кафки. Создатели часов сумели вложить в их устройство множество известных к тому времени сведений о небесной механике. На внешнем циферблате отмечается время суток, на меньшем внутреннем диске - положение созвездий Зодиака, а также Солнца, Луны и Полярной звезды. Через каждый час под звон колокола старухи-смерти в оконных отверстиях над часами появляется процессия апостолов, а завершается этот театр пронзительным криком петуха, фигура турка напоминает о той опасности, которую в течение столетий представляла для Габсбургов Османская империя. Диск календаря с аллегориями месяцев выполнен чешским художником Йозефом Манесом (оригинал хранится в городском музее). Над ренессансным окном актового зала ратуши находится латинская надпись: «Prag caput regni» («Прага - глава империи»), напоминающая о блистательном прошлом города в годы правления первого Габсбурга на чешском троне - Фердинанда I (1526-1564). Богато украшенный главный портал ведет в вестибюль с мозаиками по эскизам Микулаша Алеша. Полностью сохранившийся старый зал советников относится к XV в., большой зал заседаний - к 1879-1880 гг. С ратушной башни открывается прекрасный вид на площадь.
Костел св. Микулаша на Староместской площади - аналог одноименного монументального сооружения на Малостранской площади. Однако если Малостранский храм строили оба Динценхофера, то на правом берегу Влтавы трудился только сын, Килиан Игнац. Староместский костел возник в 1732-1737 гг., т. е. непосредственно перед Малостранским. Статуи у главного портала - творение Антонина Брауна, роскошные фрески в боковой капелле - Петера Азама. Большая хрустальная люстра, имеющая форму русской императорской короны, была подарена царем Николаем II этому храму, который тогда принадлежал русской православной церкви. Люстра была изготовлена на знаменитой Гарраховской стекольной мануфактуре.Сегодня костел св. Микулаша является главной гуситской чешской церковью.
Храм Девы Марии под Тыном издавна был главной церковью гуситского движения, так как здесь проповедовал первый архиепископ гуситов Ян Рокыцана. Однако в 1620 г. этот храм пережил серьезные перемены: у главной статуи была изъята золотая чаша - символ Реформации, а также надпись: «Правда побеждает». По иронии судьбы, сегодня этот лозунг украшает президентский флаг. Этот собор, 70-метровая башня которого доминирует над всей Староместской площадью, покоится на романских и раннеготических фундаментах. Строительство собора было начато в 1339 г., и работы продолжались с большими перерывами до 1511 г. Роскошный северный портал изготовлен в мастерской Петра Парлержа, ему же приписывают и чеканный тимпан со страстями Иисуса (копия; оригинал в Национальной галерее в здании монастыря св. Йиржи). Западный фасад и обе башни построены при гуситском короле Йиржи из Подебрад (1458-1471). Значительная часть внутренних помещений собора отделана в стиле барокко. Живопись в алтаре выполнена Карелом Шкретой. За готической церковной кафедрой находится мраморная надгробная плита датского астронома Тихо Браге, которого Рудольф II в 1597 г. пригласил в Прагу, где он совместно с Иоганном Кеплером заложил основы для расчета траекторий планет.
Монастырь Святой Анежки. Чешской Монастырь представляет собой ансамбль церковных и жилых зданий. Теперь здесь находятся коллекции Национальной галереи. Общественный дом - впечатляющий образец пражского модерна. Он был построен в 1906-1912 гг. по проектам Освальда Поливки и Антонина Балшанека. Над потрясающей внутренней отделкой дворца работали все именитые чешские художники того времени, в том числе А. Муха и И. Прейслер. Сегодня, как и прежде, этот дворец, в котором в 1918 г. была провозглашена Первая Республика, служит центром общественной и культурной жизни города. В зале Сметаны ежегодно происходит открытие фестиваля «Пражская весна». Круглый год здесь проводятся экскурсии по внутренним помещениям, выставки, концерты, балы. Каролинум. Первый университет в Германской империи, основанный Карлом IV в 1348 г. Некоторое представление о первоначальном облике Каролинума дает великолепный готический эркер. В комплекс входит часовня, изначально готическая, позднее перестроенная в стиле барокко. Здесь происходят торжественные церемонии вручения университетских дипломов. В апреле 1998 г. Карлов университет отметил свою 650-летнюю годовщину. Сословный театр. Расположен рядом с Каролинумом, великолепно отреставрирован. В 1787 г. здесь была впервые поставлена опера Моцарта «Дон Жуан». Название театра изменялось несколько раз вслед за политическими переменами в стране. Открытый в 1783 г. как Театр сословий, в середине XIX в. он превратился в Немецкий земельный театр; с 1920 г. он вернул себе прежнее название, но с 1949 г. он носит имя чешского драматурга Й.К Тыла - автора текста национального гимна. Наконец, с 1991 г. он снова именуется Сословным театром. Костел св. Гавла. Напротив Сословного театра стоит готический костел св. Гавла, или Гавелский храм, который дал название Гавелскому городу. В одной из боковых капелл похоронен Карел Шкрета, самый известный художник барокко в Чехии. От когда-то громадного Гавелского рынка остались только готические аркады, под которыми в средние века купцы раскладывали свои товары. Правда, сохранились угольный рынок на западе и фруктовый «рынок» на востоке. Прашна брана (Пороховая башня). Пороховая башня ранее являлась частью позднеготического городского укрепления. Лишь в XVIII в. 65-метровая башня стала оправдывать свое теперешнее название. Ее сооружение было начато Бенедиктом Ридом в 1475 г. в связи с коронацией Владислава II Ягелло. Однако король вскоре перебрался в Пражский Град, и строительство прекратилось. Сегодняшний облик башни определяется не столько готической скульптурой Матиаша Рейсека, сколько результатами реставрации в неоготическом стиле, осуществленной Йозефом Мокером в конце XIX в. Эта готическая башня, построенная архитектором Матиасом Рейсиком в 1475 году, когда-то служила пороховым складом.
Пражское гетто. Древнее еврейском поселение. Еврейская традиция в Праге почти так же стара, как и сам город. Первыми евреями были торговцы, которые поселились у подножия Градчан или Вышеграда. Древнейшие поселения еврейских торговцев на месте Староновой синагоги восходят к 1091 г. В Пражском гетто сохранилось семь синагог: В Клаусовой синагоге находится экспозиция «Еврейские традиции и обычаи». Пинкасова синагога - теперь музей жертв нацизма. Майзлова синагога - музей истории евреев Чехии и Моравии. Юбилейная - самая новая и вместительная синагога в Праге. Испанская синагога - история евреев в Чехии и Моравии от периода эмансипации до современности. Старанова синагога считается важнейшим архитектурно-историческим памятником Еврейского города. Она относится к первым раннеготическим постройкам Праги, является древнейшей синагогой во всей Центральной Европе и до сих пор используется по прямому назначению. Высокий кирпичный фронтон относится ко второй половине XV в. Первоначально она называлась Новая или Большая синагога и только после постройки других синагог получила свое теперешнее название. Самая древняя ее часть, построенная в середине XIII в., сейчас является вестибюлем, в котором находится каменный сейф, где хранились деньги, собираемые в качестве налога с еврейской общины. В конце XIII в. к ней был пристроен двухнефный зал, вдоль стен которого расположены деревянные скамьи в стиле ампир, а в центре находится алмемор с готической кованой оградой. Еврейская ратуша. Если не считать израильских, то это единственная в мире израильская ратуша. На ней установлены двое часов: на центральной башне - обыкновенные, с римскими цифрами, а на крыше бокового фасада - еврейские, стрелки которых движутся в противоположном направлении.
Старое еврейское кладбище. Относится к важнейшим еврейским памятникам в мире. До 1787 г. здесь хоронили всех живших в Праге евреев. На небольшом участке насчитывается более 200 000 захоронений. Самая древняя из примерно 12 000 могильных плит принадлежит поэту Авигдору Кара, последняя плита - Моисею Беку. Древние надгробные памятники сделаны из песчаника, поздние - из мрамора. В самой известной могиле покоится Йегуда Лёв бен Бецалель, более известный всем как Рабби Лёв, «отец» Голема. В неороманском зале для церемоний у входа на кладбище развернута выставка, представляющая церемонию похорон по иудейскому обычаю. Костел св. Франтишка. Вместе с бывшим монастырем ордена крестоносцев с красной звездой занимает северную сторону Кржижовницкой площади. Построенное на раннеготическом фундаменте барочное здание с куполом поражает своим главным фасадом со статуями св. Яна Непомуцкого и Девы Марии. Фрески в куполе - древнейшие в Праге - создал В.В. Райнер, а потолок расписал Я.К. Лишка. Так называемую Колонну виноградаря на углу Кржижовницкой улицы украшает статуя св. Вацлава. Неоготический памятник Карлу IV поставлен в 1848 г. в честь 500-летия Карлова университета.
Клементинум. Ансамбль зданий бывшего иезуитского коллегиума раскинулся на площади около двух гектаров. После Пражского Града это самый крупный архитектурный комплекс в историческом ядре города. Иезуитов пригласил в страну Фердинанд I, отвел им площадь под строительство, и они с 1556 г. начали систематическую работу по созданию оплота контрреформации в Богемии. Сначала построили школу, затем типографию и театр. После 1622 г. иезуиты стали управлять Карловым университетом. Сегодня в Клементинуме располагается Национальная библиотека. В состав ансамбля входят: Костел Св. Клемента. Первоначально этот костел был построен в стиле барокко (1711-1715 гг.) К. И. Динценхофером, позднее М.Браун сделал скульптурный декор. Сегодня этот костел на Карловой улице - действующий греко-католический храм. Костел Сальватора (Спасителя). Самое значительное церковное здание Праги в стиле эпохи Ренессанс. Первоначально он входил в состав Клементинума. Придавая ему черты барокко, после 1620 г. перед фасадом выстроили портик в виде триумфальной арки, которая должна была прославлять победу католицизма над своими противниками. Коллегиум. Крупнейшая постройка комплекса. Коллегиум строили с 1653 по 1726 г. К интереснейшим помещениям относятся библиотека на втором этаже и Зеркальная часовня, находящаяся в четвертом дворе.
Вифлеемская часовня. Оригинальная готическая часовня. Скромная на вид, эта постройка в свое время служила источником мощных импульсов для гуситского движения и чешской реформации. Здесь с 1402 по 1413 г. проповедовал университетский профессор Ян Гус перед более чем 3000 слушателей и требовал создания «церкви бедных священников». Здесь же в 1521 г. крестьянский вожак и реформатор Томас Мюнцер провозглашал свои радикальные идеи. После Тридцатилетней войны часовня перешла к иезуитам. В 1773 г. папа Клемент XIV распустил этот орден, и часовня была снесена. Сохранилась только часть внешних стен с настенной росписью. Современное здание - результат тщательной реконструкции по историческим документам. Был реконструирован также Дом проповедника, в котором жил Ян Гус. Новоместская ратуша. Строительство этого здания, начатое предположительно в 1348 г., растянулось на несколько этапов. К самой старой части здания относится выходящий на Водичкову улицу восточный флигель. Упоминания о нем встречаются уже в 1377 г. Вслед за ним был построен южный флигель, переделанный в XVI в. в ренессансном стиле. Такая же судьба постигла мощную угловую башню, воздвигнутую в 1451-1456 гг. В свое время весь комплекс ратуши претерпел основательную перестройку в стиле ампир, однако в 1906 г. произошла обратная метаморфоза и ратуше вернули облик 1526 г. Новоместская ратуша вошла в мировую историю в результате «первого пражского швыряния из окон» в 1419 г.
Национальный театр. Это неоренессансное здание строилось в 1868-1881 гг. по проекту архитектора Й. Зитека. В том же 1881 году театр полностью сгорел, но был вновь восстановлен под руководством Й. Шульца. Костел Девы Марии Снежной. Еще в XIX в. это мощное здание было самым высоким в Новом городе, и лишь сравнительно недавно вид на костел стали закрывать другие постройки. Первоначально планировалось создать храм, превосходящий по размерам собор св. Вита. Однако удалось возвести только неф высотой 35 м, дальнейшие работы были прерваны гуситскими войнами. Здесь Ян Желивский, идеолог радикального гуситского крыла, призвал своих сторонников к штурму Новоместской ратуши, что закончилось «первым пражским швырянием из окон». Национальный музей. Самый старинный музей Праги, основанный в 1818 г. В 1841 г. историк Франтишек Полацки дал музею точную программу, которой он следует до наших дней. Для коллекций музея в 1885-1890 гг. было построено неоренессансное здание, полное имперского пафоса, по планам архитектора И. Шульца. Фасад музея во многом сходен с восточным фасадом Лувра. Вестибюль галереи украшен картинами из чешской истории, а также бюстами выдающихся национальных деятелей - Либуше, князя Вацлава, Пршемысла Отакара II, созданных скульптором Л. Шванталером. В связи с недостатком места часть экспонатов переведена в запасники, так что в главном здании представлены только естественнонаучные и исторические экспозиции, в библиотеке хранится около миллиона томов. Костел св. Петра и Павла стоит на фундаменте романской базилики, в склепе под алтарем которой похоронены правители из рода Пршемысловичей. При Карле IV первоначально трехнефная постройка была расширена до пятинефной. В дальнейшем костел перестраивали, придавая черты ренессансного стиля и барокко, пока наконец в 1885-1903 гг. он не приобрел свой сегодняшний неоготический облик с двумя башнями. Церковь Св. Кирилла и Мефодия. Находится на Рессловой улицы, была построена в 1730 г. К.И. Динценхофером, с 1935 г. принадлежит чешской православной церкви. Этот храм получил печальную известность как убежище участников покушения на Гейдриха в 1942 г. Об отчаянном и безнадежном сопротивлении парашютистов, когда предатель выдал их укрытие в склепе под алтарем, напоминает памятная доска. Эмаузский монастырь. Этот монастырь был основан Карлом IV с целью возобновления богослужений на славянском языке (отсюда второе название - «монастырь на Слованах»). При бомбежке в самом конце войны (1945) две башни были разрушены. На их месте в 1967 г. возвели две громадные бетонные башни необычного вида, предполагая сначала, что это только временная замена. Но башни стоят до сих пор и являются символом соединения средних веков и модерна. Стены монастыря украшают готические настенные росписи. Трехнефная церковь используется сегодня как выставочный зал. Костел Св. Яна Непомуцкого на скале является творением К.И. Динценхофера. Подчеркнуто многоугольный центральный корпус, в который вписываются овальные структуры нартекса и хора, - прием, типичный для младшего Динценхофера. Две смещенные по диагонали башни прикрывают с флангов портал, от которого двойная наружная лестница ведет на улицу. Внутри костела находится великолепная фреска, посвященная вознесению св. Яна Непомуцкого, а на главном алтаре - его скульптурный портрет, бронзовая копия которого установлена на Карловом мосту. Костел Девы Марии. Этот костел относится к тем немногим готическим храмам, внутреннее пространство которых группируется вокруг одной центральной колонны. По легенде, в дохристианские времена на этой колонне стояло изображение языческого бога Святовита, который потом уступил свое место Деве Марии. Неоготический облик костел приобрел в 1858-1863 гг. Костел св. Игнаца. Расположен на углу Ечной улицы. Был построен в 1665-1668 гг. императорским архитектором Карло Лураго для иезуитского коллегиума. Портал украшен фигурой Святого патрона с нимбом. Внутреннее помещение поражает чудесной лепниной, а также картинами И. Хайнча, К. Шкреты и И. Рааба.
Дом Фауста. Сооружение в стиле позднего ренессанса, в XVII в. приобрело черты барокко. Своим именем дом обязан двум химикам, проводившим здесь опыты. Английский алхимик Эдуард Келли занимался «изготовлением золота» по поручению императора Рудольфа II, но из-за безуспешности экспериментов в дальнейшем был брошен в тюрьму наследником монарха. Второй - Фердинанд А.Младота - оборудовал здесь в начале XVIII в. химическую лабораторию. С обеими персонами народная молва связывает легенду о докторе Фаусте, который за радость познания научных тайн продал душу дьяволу. Сегодня в доме № 40 располагается аптека. Танцующий дом. Praha 2, Nove Mesto, Jiraskovo namesti 6 Это здание Вы никогда не спутаете ни с чем другим. Оно полностью оправдывает свое название, так как построено таким образом, что создается впечатление, будто две башни здания действительно танцуют. Здание является коммерческим центром, здесь располагаются офисы различных престижных компаний. На первом этаже находится знаменитый ресторан французской кухни La perle de Prague French. Здание главного вокзала с его огромным куполом, с двумя башнями по бокам под стеклянными колпаками представляет собой великолепное произведение пражского модерна. Он был построен в 1901-1909 гг. по проекту И. Фанты, в конце 70-х гг. отреставрирован под руководством архитекторов Яна Шрамека и Алены Шрамковой, а в 1980 г. «с введением нового перронного зала» был соединен с линией «С» пражского метро.
|