Путешествуя дорогами замков, можно подробно изучить историю всей Европы. Среди безмолвных свидетелей блеска и падения многих стран Старого Света сохранились ровесники галантной эпохи, Ренессанса и даже Средневековья. Изначально многие из них возводились как стражи оборонительных рубежей, но с годами перестраивались в путевые дворцы, охотничьи замки и летние резиденции, приобретая великолепие королевских дворцов.
До сих пор никто не берется объяснить, как случилось, что самая длинная река Франции - Луара - стала настоящим заповедником замков. Почему именно здесь, в самом сердце Пятой республики, на площади 2 тысячи квадратных километров сосредоточены более пяти десятков интереснейших памятников.
Первые путешественники обратили внимание на замки Луары как на интересный исторический маршрут в начале XX века. Тогда туристы подъезжали к королевским резиденциям в настоящих экипажах, позже пересаживались на автомобили и автобусы. Впрочем, и сегодня можно заказать подобную экскурсию в карете или верхом на лошади, а для полноты ощущений остановиться на ночлег в одном из старинных замков или бывшем охотничьем домике королевского происхождения.
Крепости-дворцы
Изначально под понятием "замок" подразумевалось оборонительное укрепленное сооружение с возможностью проживания там землевладельца. Для строительства такого объекта выбирали наиболее выгодное стратегическое положение, желательно холм, который окружали рвом. Вынутая при прокладке рва земля шла на наращивание возвышенности, которую обносили, как правило, деревянным частоколом.
© flickr.com/Brian Smithson (Old Geordie)
Соседство с водой придало каменным твердыням пластичности
Увеличить фото
Расцвет "цитадельного зодчества" во Франции пришелся на X-XI века, когда централизованная государственная власть была сильно ослаблена постоянными междоусобными войнами. Лишь некоторые средневековые олигархи могли позволить себе строительство каменного убежища, мелкие же феодалы ограничивались сооружением древесно-земляного форта. Но в обоих случаях крепости имели общие типологические черты. Например, главным объектом любого средневекового оборонительного комплекса был донжон - самая высокая башня, где жил хозяин с семьей, а в случае необходимости могли укрыться и поместные крестьяне.
В конце XV - начале XVI века замки постепенно утратили свое первоначальное стратегическое назначение. В это время под влиянием итальянского Возрождения началась новая мода на загородные дворцы. Теперь могущество хозяина замка определялось не силой оружия, а богатством, изяществом и соответствующим образом жизни. Согласно новым гуманистическим тенденциям в архитектуре перестраиваются старые крепости, и заказчики новых объектов уже не стремятся оккупировать под строительство холм, а выбирают живописные просторы долин или берега рек и озер, чтобы обеспечить своему детищу возможность денно и нощно поражать зрителей не только собственной красотой, но и нереальностью зыбкого отражения.
Пионером замковой перестройки выступил Карл VIII. Вернувшись из Италии, король привез с собой большое количество произведений искусства, а заодно и команду архитекторов, скульпторов, живописцев, краснодеревщиков, декораторов и садовников, способных привить новый стиль во Франции.
Амбуаз - любимый замок королей
Новый период для замков на берегу Луары начался в Амбуазе. Именно эту старую крепость Карл VIII выбрал в качестве королевской резиденции, полностью перестроив ее в солидный архитектурный ансамбль в духе Ренессанса.
© flickr.com/Cleaner Croydon
В Амбуазе родился Карл Любезный
Увеличить фото
Впервые замок Амбуаз был упомянут в исторических документах 503 года в связи с тем, что неподалеку от него, на острове Святого Иоанна, состоялась встреча короля франков Хлодвига с королем вестготов Аларихом. Начиная с 1431 года замок становится частью королевской резиденции, после того как дед будущего монарха - любителя архитектуры Карл VII обвинил владельца крепости в заговоре и изъял его владения в пользу казны.
Вернемся же к Карлу VIII, который родился и умер в Амбуазе. Он начал строительство ныне существующего трехэтажного замка в 1492 году и разбил первый за пределами Италии регулярный сад.
Любовь к игре и апельсинам
С Амбуазом связана и странная смерть короля-новатора. Рассказывают, что как-то раз в канун Вербного воскресенья 28-летний Карл VIII отправился с женой посмотреть на игру в мяч, которая шла во рву замка. Непонятно как, но низкорослый монарх умудрился удариться головой о косяк двери при выходе на галерею Акельбак, заработав тем самым небольшую шишку. По тому, как Карл VIII активно болел за любимую команду и общался с окружающими, невозможно было предположить скорую кончину короля, однако примерно через час после окончания матча венценосец внезапно лишился чувств. За последние девять часов своей короткой монаршей жизни Карл VIII несколько раз приходил в сознание и молил Христа и Деву Марию о спасении, но небожители остались глухи к его стенаниям.
Случилось это 7 апреля 1498 года. Несмотря на очевидность причинно-следственной цепочки несчастного случая, злые языки все же поговаривали, что буквально накануне матча король изволил откушать отравленных апельсинов. Интересно, откуда сплетникам было это известно…
После смерти Карла VIII его вдова Анна Бретонская вышла замуж за Людвига II, который больше любил другой луарский замок - Блуа, но в Амбуазе остались наследник французского престола, будущий король Франциск I и его сестра Изабелла Ангулемская.
© flickr.com/sybarite48
За последние столетия Амбуаз растерял большую часть земель
Увеличить фото
Вдохновленный примером Лоренцо Медичи Великолепного, молодой Франциск I сразу после своей коронации в 1515 году пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Великий гений эпохи Возрождения последние три года жизни провел в замке Кло-Люсе неподалеку от Амбуаза. Король и мастер проводили много часов в философских беседах и спорах об искусстве. Быть может, в одном из залов замка они вместе рассматривали знаменитую "Джоконду", которую Франциск I купил у создателя за 4 тысячи дукатов, но сохранил за автором право не расставаться с портретом до самой смерти.
Великий художник умер в 1519 году и похоронен в капелле Святого Губерта в Амбуазе. На самом деле могила Леонардо многие десятилетия считалась утерянной, а надгробие в капелле - условным местом захоронения, но недавно исследователи объявили, о том, что останки Леонардо найдены и идентифицированы, хотя не все в этом абсолютно уверены.
Амбуазский замок часто становился резиденцией особ королевской крови. В его стенах воспитывала своих детей Екатерина Медичи, туда приезжал Франциск II с супругой Марией Стюарт, неоднократно бывал Людовик XIII. В 1560 году в Амбуазе был раскрыт протестантский заговор, а его зачинщики были казнены прямо в замке. Об этих событиях напоминает знаменитый Балкон повешенных.
Во времена Екатерины Медичи территория Амбуаза в пять раз превышала теперешнюю. Причинами того, что поместье утратило часть своего былого величия, стали бесконечные смены владельцев и революционные разрушения.
Шамбор - грандиозная охотничья резиденция
Замок Шамбор в департаменте Луар и Шер заслуженно считается одним из самых красивых в луарской цепочке. Франциск I задумал соорудить его на основании смешения традиций итальянской и французской архитектуры, для чего привлек к проектированию все того же Леонардо да Винчи. Вероятно, мастер не успел закончить проект вследствие кончины, и оный так и не был реализован, но идеи гениального мастера нашли свое место в новом замке. Например, знаменитая двойная винтовая лестница, спроектированная таким образом, что поднимающийся по одной из ее частей человек не может видеть спускающегося по другой. Эскизы подобной лестницы были обнаружены впоследствии в бумагах Леонардо.
Строительство Шамбора было начато в 1526 году, имя настоящего архитектора до нас не дошло, но специалисты утверждают, что в отдельных элементах замкового комплекса прослеживаются черты, характерные не только для да Винчи, но и для Доменико да Кортона.
© flickr.com/bortescristian
Здесь могла бы нести свои воды Луара
Увеличить фото
Первоначально Шамбор задумывался как типичный феодальный замок с центральным донжоном и четырьмя башнями, но позже были добавлены еще два крыла королевских покоев и часовня. Над сооружением этого объекта трудились около 2 тысяч строителей. Даже сегодня поражают масштабы этой охотничьей резиденции: в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина, а парк вокруг замка обнесен самой длинной во Франции стеной - ее протяженность составляет 32 километра. Есть версия, что Франциск даже хотел изменить русло самой Луары, чтобы она текла прямо перед замком, но почему-то передумал.
Несмотря на то что Франциск I сам затеял строительство Шамбора, он приезжал сюда нечасто, зато другой король - Карл XI - очень любил охотиться в окрестных лесах. С его именем в Шамборе связано немало легенд. Рассказывали, например, что он предпочитал преследовать оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. В другой байке говорится, что однажды, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.
Не все последующие монархи были любителями кровавых развлечений, так что замок периодически оставался в запустении. Во время революции Шамбор чуть было вообще не снесли, но, к счастью, ограничились лишь вывозом ценного имущества.
Блуа - резиденция, покинутая королями
С середины X века местность в окрестностях Блуа относилась к владениям графов де Блуа. Представители этой фамилии неоднократно переделывали замок. До нашего времени от средневековой крепости XIII века дошли лишь часть стены, отдельные башни и большой графский зал. В конце XIV века Блуа перешло к принцу Людовику Орлеанскому, сыну Карла V. Однако настоящий период расцвета города и замка пришелся на время царствования Людовика XII. Будучи уроженцем этих мест, он основал здесь свою резиденцию, превратив, таким образом, провинциальный городок в фактическую столицу Франции.
© flickr.com/b.roveran
Сам Людовик XII, разумеется, при коне
Увеличить фото
Дочь Людовика XII Клод де Франс тоже предпочитала Блуа и даже вкладывала средства в строительство дворца, но после смерти ее муж Франциск I навсегда покинул замок, и город постепенно растерял свой прежний столичный блеск, а дворец и сад были поделены между несколькими арендаторами.
Даже утратив королевское значение, замок-дворец еще долго оставался в центре монарших интриг и заговоров. В конце XVI века там были убиты Генрих де Гиз и его брат-кардинал, а спустя еще две недели в замке умерла Екатерина Медичи. В замке есть комната, в которой, по преданию, Черная королева хранила многочисленные склянки с ядом.
Незадолго до революции Людовик XVI решил продать бывшую резиденцию либо уничтожить ее, если покупателя сыскать не удастся. Благо кому-то пришло в голову переоборудовать замок под казармы.
Вплоть до середины XIX века ансамбль Блуа - самый крупный из замков Луары - подвергался разорению, пока наконец-то не сыскался архитектор по фамилии Дюбан, который предпринял масштабную реставрацию памятника.
Шенонсо - черная обитель Белой королевы
С XIII века землями вокруг замка Шенонсо владела семья де Марк. Как-то раз Жану де Марку пришло в голову разместить в своей крепости британский гарнизон, чем он сильно прогневал короля Карла VI, который повелел сравнять с землей это оборонительное сооружение. В 1512 году земли и крепость у разорившихся де Марков перекупил Тома Бойе, который практически сразу принялся за строительство замка в стиле Ренессанс. Но из-за частых отъездов новый заказчик не мог лично осуществлять архнадзор, поэтому он поручил своей жене Катрин Бриссоне приглядывать за ходом строительных работ.
© flickr.com/sybarite48
"Дамский замок" Шенонсо парит над рекой Шер
Увеличить фото
Последние отделочные работы были завершены уже в 1521 году, после чего резиденция Бойе быстро стала завоевывать популярность среди придворных аристократов. Здесь устраивались балы, литературные театрализованные вечера и охотничьи выезды. Шенонсо настолько приглянулся фаворитке Франциска I Диане де Пуатье, что влюбленному королю пришлось в обход действующих законов подарить ей это поместье, предварительно изъяв его у прежних владельцев, очень кстати обвиненных в казнокрадстве.
У прекрасной Дианы, видимо, был особый дар влюблять в себя королей, ибо после смерти Франциска I опекуном стареющей красавицы стал его сын Генрих II. Законной жене этого монарха Екатерине Медичи приходилось мириться с таким положением вещей при жизни мужа, но сразу после его гибели в результате смертельного ранения, полученного на турнире в 1559 году, она поспешила вернуть все незаконно отчужденные королевские земли, и в первую очередь - замок Шенонсо.
Разделавшись с ненавистной фавориткой, Екатерина Медичи сама занялась благоустройством Шенонсо. Она приказала архитектору Делорму построить двухэтажную галерею через реку Шер. При ней разбили новые сады и отстроили некоторые подсобные помещения. После ее смерти замок по завещанию перешел жене ее сына Генриха III Луизе Лотарингской. Это наследство самым мистическим образом повлияло на дальнейшую судьбу молодой королевы.
© flickr.com/bortescristian
Стены замка украшают картины Рубенса, Ван Лоо, Миньяра и Наттье
Увеличить фото
Дело в том, что спустя всего несколько месяцев после новоселья, в августе 1589 года, Генрих III был убит монахом Жаком Клеманом, но незадолго до гибели король прислал супруге письмо с такими словами: "Моя голубка, надеюсь, что скоро поправлюсь, просите Господа за меня и не уезжайте оттуда, где вы находитесь". Следуя просьбе мужа, Луиза никогда больше не покидала стен замка. Она приказала задрапировать все помещения и мебель черными тканями, а сама облачилась в белые одежды и приняла обет белого траура. До самой смерти Белая королева истово молилась в своем Черном дворце.
У замка неоднократно менялись владельцы, одно время в Шенонсо даже жили монахи-капуцины. В 1888 году поместье купил Анри Менье, в собственности этой семьи он остается и по сей день. Сейчас замок полностью восстановлен и открыт для посещений. В бывших служебных помещениях открыт музей восковых фигур. Его экспозиция построена на исторических событиях, свидетелем которых был Шенонсо.
Сомюр - замок любви
Описывая замок Любви в своем романе "Сердце, плененное любовью", король-поэт Рене Анжуйский заметил: "А чтобы лучше представить себе этот замок, его можно сравнить разве что с Сомюром в Анжу, который стоит на реке Луаре".
В 1203 году Филипп-Август присоединил замок на "Изумрудной горе", стоявший на высоком берегу Луары, и прилегавшие к нему территории к королевским владениям. Где-то между 1227 и 1230 годами на месте старой была возведена новая крепость Святого Людовика, которая, впрочем, вскоре утратила свое стратегическое значение.
В середине XIV века Людовик I перестроил грубую средневековую крепость в более изящный загородный замок. Строительными работами в Сомюре занимался и его внук, король Рене Анжуйский. В 1480 году после смерти Рене все герцогство Анжуйское, в том числе замок Сомюр, отошло к французской короне.
© flickr.com/sybarite48
Даже будучи тюрьмой, Сомюр оставался предельно гостеприимным
Увеличить фото
За долгие годы своего существования Сомюр служил то королевской резиденцией, то тюрьмой, то казармой. Кстати, сомюрская тюрьма была хорошо известна во Франции. В ней содержались узники весьма благородного происхождения, которые, в отличие от заключенных других тюрем, пользовались определенной свободой. Пленникам дозволялось иметь слугу или даже небольшую свиту, они имели право выезжать в город и время от времени навещали дом местного градоначальника.
Среди наиболее известных лишенцев стоит назвать маркиза де Сада, который провел в Сомюре две недели в 1768 году, или адмирала Кергелена, обвиненного в том, что бросил в открытом море тонущее судно.
В 1906 году город выкупил замок у государства за очень незначительную сумму, чтобы после реставрации сделать из него музей. В ходе работ были обнаружены большие комнатные окна со скульптурной резьбой, остатки больших каминов, витраж капеллы. Под насыпью были найдены эмалированные плитки и, что особенно ценно, монета с изображением Людовика XIV, что позволило определить приблизительную дату преобразования замка в тюрьму.
Стоит ли строить замки?
Это лишь несколько коротких рассказов о судьбе отдельных замков, стоящих на берегах Луары. У них различные судьбы, но в чем-то они определенно схожи. В их стенах прошла практически вся история французских королей, они знали суету дворцовой жизни и пыльную горечь забвения, их украшали величайшие мастера и грабили безжалостные мародеры, здесь зарождалась любовь и творились самые кровавые расправы.
Луарские замки видели многое… А что видим мы? Только ли творения архитекторов, декораторов, краснодеревщиков, художников и садовников? Умеем ли разглядеть в дрожащих отражениях дворцов ту бесконечную гармонию, которая просветляет умы и наполняет души теплом? Или она ускользнет от нас, влекомая водами Луары? Как ответим мы на их немой вопрос: стоит ли строить замки?
|