Люди делятся на тех, кто любит Брюссель, и на тех, кто терпеть его не может. Те, кто любит, могут часами трындеть про то, как великолепны его бульвары, сады, музеи и банки, слоеные паштеты, фламандские кружева и бюрократы из Евросоюза. Вторые же именно этого тут и не выносят.
1. Поселиться в одной из самых старых гостиниц Брюсселя — Hotel de Paris (Boulevard Poincare, 80), c изукрашенным завитками готическим фасадом, отличным видом на Гранд-плас и бульвар Миди, а также c шикарной вафельной. Запах свежих бельгийских вафель в номере вам обеспечен с десяти утра до восьми вечера.
2. Прогуляться до здания Биржи и усесться в любом из притулившихся тут кафе. Заказать местный напиток Pimm’s, который у Биржи подают с умом: 40 грамм вермута наливают в высокий стакан с мелко колотым льдом, добавляют имбирного эля и плюхают ломтик свежего огурца. Некоторые покупают этот вермут в магазинах и глушат бутылками, но это просто преступление. На третьей порции Pimm’s понять, что вам так сильно напоминает Биржа — Исаакиевский собор в Петербурге.
3. Потереться на одной из самых открыточных площадей старой Европы — Гранд-плас. Поглазеть на готическую Ратушу, Дом с лебедем, где когда-то обитал Карл Маркс, Дом гильдии пекарей и магазин фламандских кружев. Зайти в узкий-преузкий переулок справа от Ратуши и, продравшись через пару кварталов, где торгуют гобеленами, вафлями и садовыми фонтанами в виде писающего мальчика, добраться до самого оригинала — золотистого шестидесятисантиметрового Manneken Pis на улице Л’Этув. В жару он гол как сокол, в холода же на него напяливают смешную одежду, а потом выпускают альбомы с фотографиями пупса в разных нарядах. Не заметить проще простого: он и правда крошечный. Так что глядите в оба.
4. Поваляться на траве в Ботаническом саду. В марте тут проходит фестиваль фильмов ужасов, и среди орхидей и бугенвиллей прогуливаются под ручку Дарио и Азия Ардженто, а за ними вышагивают режиссеры Дэнни Бойл и Стефан Элиотт. В остальное время здесь носятся роллеры, чинно выгуливают левреток банкирские жены и сплетничают молодые мамаши с колясочками.
5. Зайти на ярмарку ремесел и искусств на площади Ронд-Пуант-Агора. Тут армии стальных, хрустальных и пластмассовых писающих мальчиков, деревянных котов, глиняных мышей, латунных сковородок и барометров в кленовом корпусе. Эти штуки в сочетании с банкой шоколадной пасты Godiva или Leonidas, прихваченной в пассаже около Северного вокзала, — отличный подарок друзьям из Брюсселя.
6. Пообедать на улице Бушер в двух шагах от Гранд-плас. Тут, правда, повсюду стоят зазывалы, на разных языках (включая русский) заманивающие посетителей: «Сюда, к нам, сюда», — и все только портят. Но несмотря на крики, мидии в соусе из белого вина и томатный суп с базиликом в здешних ресторанах очень хороши. Лучшие же мидии делают в харчевне Chez Marie («У Марии») напротив Северного вокзала. Подают их в гигантской кастрюле — одной порцией легко наедятся трое.
7. Пройтись по улице Антуан-Дансар, тут и там утыканной магазинами. Здесь дают странные асимметричные наряды Ann Demeulemeester, Martin Margiela, Veronique Branquinho, а также обувь Dirk Bikkembergs, а стоит все это добро в несколько раз дешевле, чем в Москве.
8. Поздно вечером в четверг прошвырнуться по музеям. В октябре и ноябре в Брюсселе 42 музея по очереди работают до десяти вечера. Где-то в районе восьми и начинается самое интересное: музеи наполняются смешной и веселой молодежью, которая только к вечеру и просыпается, а также теми, кто, может, и рад бы ходить по музеям днем, но не имеет такой возможности из-за работы. Утром ли, вечером, не пропустите Королевский музей, где собрана лучшая на свете коллекция фламандцев: Брейгель, Мемлинг, ван дер Вейден, Давид Герард.
9. Выпить в местной забегаловке сети T.G.I. Friday’s на бульваре Империи. Тут те же абажуры из витражного стекла, что и во всех T.G.I. Friday’s в мире, однако столы старые, из полированной сосны, и удивительный бармен, запускающий исключительно диски Элтона Джона. И самое ценное: только здесь «Лонг-Айленд» подают в литровых кружках. До такого даже в Америке не додумались.
10. Покопаться в залежах старья на огромном блошином рынке, оккупировавшем территорию от паркинга Делльез до шоссе Ловейн. Круглый год с пятницы по воскресенье здесь торгуют старыми кружевами, костюмами из бархата, сумочками с пожелтевшими металлическими застежками, лорнетами, потрепанными комиксами и картами. Отыскать тут древний чемодан Louis Vuitton и, вернувшись в гостиницу, упаковать в него все брюссельские покупки.
|