Этот древнеримский акведук простоял уже более двух тысячелетий и
является своеобразным памятником прошлого, констатирующим величие
размаха, масштабов строительства того времени!
Сегодня Пон-дю-Гар, или, если переводить с
французского, Мост через (реку) Гар является самым высоким из
сохранившихся до нашего времени древнеримских акведуков и, при этом,
самым огромным из когда-либо возводимых римлянами сооружений такого
рода. Река кстати носит название Гардон, просто раньше её называли более
упрощённо — Гар) Как
бы удивительно это не было, громадина Пон-дю-Гара достигает в высоту
48,77 и в длину 275 метров — представьте себе 16-этажный дом и тогда эти
"сухие” габариты моста заговорят с вами на человеческом языке) Но, как
бы там ни было, такая монументальность не помешала акведуку простоять
более двух тысяч лет, хотя эта глубокая долина известна своими
ураганными ветрами, а весной темная спокойная река превращается в бурные
потоки воды, заливающие окрестности. А может быть такая конструкция
даже помогла ему — под собственным весом сооружению просто некуда было
деться) К
тому же, к изумлению ученых, выяснилось, что несущей частью моста
является только одна из шести нижних арок. Более того, Пон-дю-Гар сложен
из шеститонных камней, так плотно пригнанных друг к другу, что его
строителям не понадобился даже известковый раствор. Конечно, скорость
местных ветров могла бы создать небольшие трещины в швах каменной
кладки, и тогда началось бы постепенное разрушение моста, но этого не
случилось, поскольку Пон-дю-Гар имеет двукратный запас прочности. Римляне
знали, как рассчитывать вес каменной кладки, но не умели точно
определять нагрузки, вызываемые ветром, так что в случае Пон-дю-Гара
этот самый запас прочности и помог сооружению пережить 20 веков. Этот
гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего
питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский
город Ним. Мост надежно функционировал почти четыре столетия и являлся
одним из основных звеньев акведука в Ниме. Возведён
Пон-дю-Гар был в 19 году до н.э. при Марке Агриппе, друге и зяте
императора Августа, хотя некоторые исследования свидетельствуют о том,
что строительство велось в середине I века н.э. Пон-дю-Гар
состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Шесть арок образуют
нижний ярус, одиннадцать — средний, и тридцать пять составляют верхний
ярус, непосредственно по которому и пролегает водопровод. Как
показали современные подсчеты, благодаря акведуку каждый из 50 тысяч
жителей Нима мог расходовать по 400 литров воды ежедневно. По городу
вода расходилась по трубам, изготовленным из свинца. О том, что этот
металл опасен для здоровья, уже знали, но мирились с данностью,
поскольку из-за повышенной жесткости воды стенки труб вскоре всё равно
покрывались защитным слоем кальция. А вот стены и дно канала были
экологически чистыми — их построили из камня и облицевали розоватой
мальтой (гладкой, водонепроницаемой смесью извести, свиного жира и
млечного сока незрелых фиговых плодов) — своеобразным латексом того
времени. Перепад
высот между источником, снабжавшим водопровод, и бассейном в Ниме был
равен всего 17 метрам, так что, проектируя туннели и мосты, которые
должны были стать частью акведука, римским строителям приходилось
заботиться о ничтожно малом среднем уклоне по трассе водоканала, не
превышающем 34 см на 1 км! Такой уклон незаметен для глаз, поэтому даже
небольшая ошибка строителей могла привести к застою бегущей воды, но
римские строители предусмотрели не только это, они учли опасность
переполнения канала, способ его чистки и многие другие тонкости,
незаметные непосвященным. Кстати, до сих пор остаётся загадкой, как
римлянам удалось так точно всё рассчитать — ведь математические формулы,
которые и в наши дни применяются при строительстве водопроводов с
подачей воды самотеком, были выведены только в XIX веке! После
падения римской империи акведук пришел в запустение, а его стенки
покрылись толстыми отложениями кальция. К VIII веку Пон-дю-Гар оказался
практически выведенным из строя. Со временем войны и землетрясения
разрушили многие участки акведука, а люди выламывали его части для своих
нужд. Пон-дю-Гар
особенно сильно пострадал в средние века, когда какому-то умнику пришла
в голову идея сузить опоры второго яруса, чтобы освободить пространство
для продвижения людей и крупногабаритного транспорта. Этим путем
пользовались до тех пор, пока в 1747 году рядом не возвели современный
мост. Пон-дю-Гар
был надлежащим образом восстановлен только в 1855 году, когда Наполеон
III наконец-то распорядился о проведении его тщательного ремонта. Мост
находится вдалеке от общепринятых туристических маршрутов, так что
людей здесь бывает мало, а те, которые всё-таки оказываются около
акведука — стараются запечатлеть его в памяти во всех подробностях. С
1985 года Пон-дю-Гар находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО
|